Система дистанционного обучения Moodle:
опыт разработки и применения дистанционных курсов
Салихова
Д.Р.,
методист
Центра информационных технологий г.о. Тольятти
В настоящее время, дистанционное обучение приобретает все большую
популярность, поскольку, отвечает таким требованиям, как открытость, гибкость и
индивидуализация. Безусловно, традиционная форма построения учебного процесса,
пока преобладает, однако дистанционное образование – это очень удобно и
полезно. К тому же, систему дистанционного обучения можно рассматривать не как
независимую альтернативную систему обучения, а как дополняющую традиционную.
Дистанционное обучение – это форма обучения, при которой взаимодействие преподавателя
и обучаемого осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному
процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства
обучения), реализуемые средствами, предусматривающими интерактивность. Новая
форма обучения широко используется и в России.
В январе 2003 года
Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Закон "О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"
и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании". Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные
образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке,
установленном федеральным (центральным) государственным органом управления
образованием. В мае 2005 года был утвержден приказ «Об использовании
дистанционных образовательных технологий», к которому прилагается Порядок
использования дистанционных образовательных технологий. Дистанционные
технологии, согласно внесенным в законодательство изменениям и дополнениям,
стали юридически признанными.
Дистанционное обучение, как уже упомянулось выше – это удобно. Во-первых,
в процессе обучения учитываются индивидуальные особенности обучаемого. Каждый
человек обладает различным уровнем знаний, по-разному воспринимает информацию.
Во-вторых, имеет место индивидуальный график работы, т. е. обучаемый сам
регулирует свое время. В-третьих, это интенсификация преподавательского
ресурса. Наконец, дистанционное образование может охватывать удаленные
территории. Например, сосредоточение дистанционного образования в регионах, где
дефицит образовательных учреждений, которые соответствуют столичным
требованиям. Однако, для полноты образовательного процесса необходимо очное
присутствие обучаемого и преподавателя, чего нет в дистанционном обучении.
На сегодняшний день выделяют три вида дистанционных технологий, применяемых
в процессе обучения:
- кейс-технология на основе бумажных носителей. Это в
первую очередь учебно-методические пособия, называемые рабочими тетрадями,
которые сопровождаются тьютором. Тьютор поддерживает с обучаемыми
телефонную, почтовую и др. связь, а также может непосредственно
встречаться с обучаемыми в консультационных пунктах или учебных центрах.
- телевизионно-спутниковая. Она очень дорогая и пока
мало используется. Главный ее недостаток - слабая интерактивность, то есть
обратная связь.
- Интернет-обучение.
Рассмотрим технологию Интернет-обучение. Ключевым элементом в
дистанционном обучении является «интерактивность». В процессе обучения между
обучаемым и преподавателем должно быть систематическое взаимодействие. Это
можно организовать в виде форума, чата, видеоконференции.
На сегодня существует множество систем дистанционного образования.
Например, Net Школа – система,
предназначенная не только для построения информационной среды школы, гимназии,
лицея и т. п. "Net Школа" является платформой для подключения
электронных учебных курсов и мощным средством работы с ними учащихся, родителей,
преподавателей. При этом"Net Школа" позволяет не просто «запустить»
учебный курс из единой оболочки, а предоставляет более глубокие возможности
интеграции. Учителя имеют возможность давать задания учащимся и проводить
тестирование по материалам курса, причем результаты выполнения заданий
автоматически сохраняются в электронном классном журнале. Таким образом,
возможна действительно тесная интеграция учебного курса в школьный учебный
процесс.
INTUIT – Интернет-Университет Информационных Технологий
осуществляет дистанционную подготовку и повышение квалификации специалистов в
области ИТ. Обучение бесплатное. Для прохождения курса в INTUIT достаточно зарегистрироваться на сайте. На конец 2004 года
предлагается более 20 курсов по различным направлениям. Слушателям
предоставляется также возможность скачать архив лекций этого курса на свой
компьютер и изучать его без подключения к Интернету. Контроль знаний и сдача
экзамена возможны только в онлайновом режиме. К большинству курсов выпущены
учебники (печатные версии электронных курсов). Возможно заказать диск с любым
комплектом учебных курсов. Учебные курсы подготовлены профессионалами – преподавателями
ведущих вузов России; имеется поддержка курсов опытными преподавателями, у
которых можно получить полноценные консультации по всем связанным с обучением
вопросам. По окончании изучения курсов выдаются сертификаты.
Как отмечалось, количество систем дистанционного образования достаточно велико,
рассмотрим более подробно систему Moodle.
Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) —
это свободная система управления обучением, ориентированная, прежде всего на
организацию взаимодействия между преподавателем и обучаемым, хотя подходит и в
плане организации традиционных дистанционных курсов, а также в плане очного
обучения.
Используя Moodle, преподаватель может создавать курсы, наполняя их
содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.
п. Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, это удобно и
для преподавателя, и для обучаемых. По результатам выполнения обучаемыми
заданий преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким
образом, Moodle является и центром создания учебного материала, и обеспечения
интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.
Мооdle создаётся множеством разработчиков и переведена на десятки языков,
в том числе и русский.
В Тольятти многие образовательные учреждения практикуют в своей
образовательной деятельности использование данной системы.
Эффективность качественного дистанционного курса заключается не только в удобной
и широкой (с большим количеством инструментов и возможностей) системе, но и в качестве
(содержании, структуре) дистанционного курса. Большая ответственность
возлагается на автора создания дистанционного курса, в связи с тем, что существует
много различных моментов, которые необходимо учесть в ходе разработки.
Некоторый опыт
работы позволяет выделить основные моменты, которые предполагают высокий
уровень дистанционного образования:
Структура учебного материала.
Курс должен быть тщательно организован таким образом, чтобы
целенаправленно вовлекать обучаемого. При этом многие обучаемые отмечают, что
они больше вовлечены в процесс обучения, чем когда либо обучаясь очно.
Структура курса должна предоставлять большие возможности в плане управления
процессом обучения, чем это было бы возможно в случае дневной формы обучения.
Курс должен быть сконцентрирован на обучаемом, что позволяет ему устанавливать
содержание курса согласно его личным потребностям и задачам.
Необходима детальная организация
деятельности обучаемого. Разделы, на которые расчленен курс, должны быть
логически связаны между собой. Каждый раздел должен включать в себя помимо
теоретической информации иллюстрации, схемы, таблицы (должна быть наглядность),
ссылки на другие ресурсы (на другие источники в Интернете, либо ссылки на
глоссарий, который создается автором курса). В случае необходимости, можно
приводить советы по навигации или замечания.
Интерактивность – общение преподавателя с обучаемыми, и между обучаемыми.
Обучаемые не должны чувствовать себя изолированными друг от друга. Качественный
курс подразумевает множество способов и приемов для создания комфортной
атмосферы взаимодействия. Это можно реализовать различными способами: чаты,
форумы, электронная почта, конференцсвязь. Обучаемый в процессе обучения должен
иметь возможность получать постоянную помощь от преподавателя.
Профессиональный уровень
преподавателей.
Процесс создания дистанционного курса требует от преподавателей-авторов
знаний как в предметной области, для которой создается курс, так и в области
информационных технологий, что на практике чаще всего предполагает сотрудничество
двух специалистов: преподавателя-практика, ответственного за содержание курса
(автор), и методиста-консультанта, который владеет информационными
технологиями. Автор курса должен четко знать принципы организации
интеренет-курса.
В разработке дистанционного курса также следует обратить внимание на то,
что обучаемый всегда должен иметь мотивацию для занятий, в связи с тем, что
обучаемый учится самостоятельно, за ним нет контроля, нет контроля и за тем
,списывает он или нет. Поэтому при разработке заданий следует их строить таким
образом, чтобы обучаемый не смог найти готовый ответ в каком-либо учебнике или
Интернете.
Система Moodle позволяет
использовать активные методы обучения. В Moodle можно легко создавать курсы и управлять ими, для этого в
ней присутствуют все необходимые возможности.
|