Вторник, 23.04.2024, 22:31
ИКТ как необходимый атрибут современного общества
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог файлов Регистрация Вход
Меню сайта

Секции конференции
Опыт применения ПСПО в образовательном процессе и домашнем пользовании [17]
Система дистанционного обучения Moodle: опыт разработки и применения дистанционных курсов [4]
Опыт разработки программного обеспечения [6]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 40

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Материалы конференции » Система дистанционного обучения Moodle: опыт разработки и применения дистанционных курсов

Система дистанционного обучения Moodle: опыт разработки и применения дистанционных курсов
22.03.2010, 13:26

Система дистанционного обучения Moodle: опыт разработки и применения дистанционных курсов

Салихова Д.Р.,

методист Центра информационных технологий г.о. Тольятти

В настоящее время, дистанционное обучение приобретает все большую популярность, поскольку, отвечает таким требованиям, как открытость, гибкость и индивидуализация. Безусловно, традиционная форма построения учебного процесса, пока преобладает, однако дистанционное образование – это очень удобно и полезно. К тому же, систему дистанционного обучения можно рассматривать не как независимую альтернативную систему обучения, а как дополняющую традиционную.

Дистанционное обучение – это форма обучения, при которой взаимодействие преподавателя и обучаемого осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые средствами, предусматривающими интерактивность. Новая форма обучения широко используется и в России.

В январе 2003 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием. В мае 2005 года был утвержден приказ «Об использовании дистанционных образовательных технологий», к которому прилагается Порядок использования дистанционных образовательных технологий. Дистанционные технологии, согласно внесенным в законодательство изменениям и дополнениям, стали юридически признанными.

Дистанционное обучение, как уже упомянулось выше – это удобно. Во-первых, в процессе обучения учитываются индивидуальные особенности обучаемого. Каждый человек обладает различным уровнем знаний, по-разному воспринимает информацию. Во-вторых, имеет место индивидуальный график работы, т. е. обучаемый сам регулирует свое время. В-третьих, это интенсификация преподавательского ресурса. Наконец, дистанционное образование может охватывать удаленные территории. Например, сосредоточение дистанционного образования в регионах, где дефицит образовательных учреждений, которые соответствуют столичным требованиям. Однако, для полноты образовательного процесса необходимо очное присутствие обучаемого и преподавателя, чего нет в дистанционном обучении.

На сегодняшний день выделяют три вида дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения:

  1. кейс-технология на основе бумажных носителей. Это в первую очередь учебно-методические пособия, называемые рабочими тетрадями, которые сопровождаются тьютором. Тьютор поддерживает с обучаемыми телефонную, почтовую и др. связь, а также может непосредственно встречаться с обучаемыми в консультационных пунктах или учебных центрах.
  2. телевизионно-спутниковая. Она очень дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток - слабая интерактивность, то есть обратная связь.
  3. Интернет-обучение.

Рассмотрим технологию Интернет-обучение. Ключевым элементом в дистанционном обучении является «интерактивность». В процессе обучения между обучаемым и преподавателем должно быть систематическое взаимодействие. Это можно организовать в виде форума, чата, видеоконференции.

На сегодня существует множество систем дистанционного образования. Например, Net Школа – система, предназначенная не только для построения информационной среды школы, гимназии, лицея и т. п. "Net Школа" является платформой для подключения электронных учебных курсов и мощным средством работы с ними учащихся, родителей, преподавателей. При этом"Net Школа" позволяет не просто «запустить» учебный курс из единой оболочки, а предоставляет более глубокие возможности интеграции. Учителя имеют возможность давать задания учащимся и проводить тестирование по материалам курса, причем результаты выполнения заданий автоматически сохраняются в электронном классном журнале. Таким образом, возможна действительно тесная интеграция учебного курса в школьный учебный процесс.

INTUIT – Интернет-Университет Информационных Технологий осуществляет дистанционную подготовку и повышение квалификации специалистов в области ИТ. Обучение бесплатное. Для прохождения курса в INTUIT достаточно зарегистрироваться на сайте. На конец 2004 года предлагается более 20 курсов по различным направлениям. Слушателям предоставляется также возможность скачать архив лекций этого курса на свой компьютер и изучать его без подключения к Интернету. Контроль знаний и сдача экзамена возможны только в онлайновом режиме. К большинству курсов выпущены учебники (печатные версии электронных курсов). Возможно заказать диск с любым комплектом учебных курсов. Учебные курсы подготовлены профессионалами – преподавателями ведущих вузов России; имеется поддержка курсов опытными преподавателями, у которых можно получить полноценные консультации по всем связанным с обучением вопросам. По окончании изучения курсов выдаются сертификаты.

Как отмечалось, количество систем дистанционного образования достаточно велико, рассмотрим более подробно систему Moodle.

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) — это свободная система управления обучением, ориентированная, прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и обучаемым, хотя подходит и в плане организации традиционных дистанционных курсов, а также в плане очного обучения.

Используя Moodle, преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т. п. Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, это удобно и для преподавателя, и для обучаемых. По результатам выполнения обучаемыми заданий преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, Moodle является и центром создания учебного материала, и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.

Мооdle создаётся множеством разработчиков и переведена на десятки языков, в том числе и русский.

В Тольятти многие образовательные учреждения практикуют в своей образовательной деятельности использование данной системы.

Эффективность качественного дистанционного курса заключается не только в удобной и широкой (с большим количеством инструментов и возможностей) системе, но и в качестве (содержании, структуре) дистанционного курса. Большая ответственность возлагается на автора создания дистанционного курса, в связи с тем, что существует много различных моментов, которые необходимо учесть в ходе разработки.

Некоторый опыт работы позволяет выделить основные моменты, которые предполагают высокий уровень дистанционного образования:

Структура учебного материала.

Курс должен быть тщательно организован таким образом, чтобы целенаправленно вовлекать обучаемого. При этом многие обучаемые отмечают, что они больше вовлечены в процесс обучения, чем когда либо обучаясь очно. Структура курса должна предоставлять большие возможности в плане управления процессом обучения, чем это было бы возможно в случае дневной формы обучения. Курс должен быть сконцентрирован на обучаемом, что позволяет ему устанавливать содержание курса согласно его личным потребностям и задачам.

 Необходима детальная организация деятельности обучаемого. Разделы, на которые расчленен курс, должны быть логически связаны между собой. Каждый раздел должен включать в себя помимо теоретической информации иллюстрации, схемы, таблицы (должна быть наглядность), ссылки на другие ресурсы (на другие источники в Интернете, либо ссылки на глоссарий, который создается автором курса). В случае необходимости, можно приводить советы по навигации или замечания.

Интерактивность – общение преподавателя с обучаемыми, и между обучаемыми. Обучаемые не должны чувствовать себя изолированными друг от друга. Качественный курс подразумевает множество способов и приемов для создания комфортной атмосферы взаимодействия. Это можно реализовать различными способами: чаты, форумы, электронная почта, конференцсвязь. Обучаемый в процессе обучения должен иметь возможность получать постоянную помощь от преподавателя.

Профессиональный уровень преподавателей.

Процесс создания дистанционного курса требует от преподавателей-авторов знаний как в предметной области, для которой создается курс, так и в области информационных технологий, что на практике чаще всего предполагает сотрудничество двух специалистов: преподавателя-практика, ответственного за содержание курса (автор), и методиста-консультанта, который владеет информационными технологиями. Автор курса должен четко знать принципы организации интеренет-курса.

В разработке дистанционного курса также следует обратить внимание на то, что обучаемый всегда должен иметь мотивацию для занятий, в связи с тем, что обучаемый учится самостоятельно, за ним нет контроля, нет контроля и за тем ,списывает он или нет. Поэтому при разработке заданий следует их строить таким образом, чтобы обучаемый не смог найти готовый ответ в каком-либо учебнике или Интернете.

Система Moodle позволяет использовать активные методы обучения. В Moodle можно легко создавать курсы и управлять ими, для этого в ней присутствуют все необходимые возможности.

Категория: Система дистанционного обучения Moodle: опыт разработки и применения дистанционных курсов | Добавил: TSPK
Просмотров: 3467 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz