|
Статистика |
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
|
| | |
|
Свободный выбор для школы
| 21.03.2010, 15:05 |
Нифакин Николай Николаевич, учитель информатики, МОУ СОШ №6 с углубленным изучением английского языка г. Апатиты В 2007 году общественность взбудоражило знаменитое «дело Поносова», директора одной из школ Пермского края, которого судили за использование «пиратских» программ. Это громкое дело обозначило существовавшую тогда в большинстве школ проблему - отсутствие законно используемого программного обеспечения. В следующем же году все российские школы за государственные деньги были обеспечены пакетом «Первая ПОмощь», который отсрочил решение проблемы до 1 января 2011 года (именно тогда заканчивается срок действия лицензий на входящие в пакет программы), но не решил её. Чуть позже школы получили возможность испробовать другой набор программ - «Пакет свободного программного обеспечения» (ПСПО), в основе которого лежит операционная система ALT Linux. Таким образом, у каждой школы появилась возможность выбора: продолжить использование коммерческих программ на платформе Windows, или перейти на свободное программное обеспечение и операционную систему Линукс. Традиционно принято считать, что ОС Линукс - это платформа, сложная в работе, изучении, преимущественно не графическая, плохо поддерживающая оборудование. Линуксу до сих пор приписывают массу недостатков, которые давно уже стали мифами. Современные дистрибутивы операционной системы Линукс стабильные, мощные, производительные, дружественные к пользователю и очень разнообразные, а свободное ПО, входящее в их состав, хотя и уступает иногда по качеству и разнообразию проприетарному, но вполне может подойти для использования в школах. Среди огромного количества дистрибутивов можно отобрать немало кандидатов, способных стать операционной системой для школы. Для этого они должны обладать некоторыми особенностями: быть свободно распространяемыми, т. е. давать возможность их бесплатного использования в школах (этим свойством обладают почти все Линуксы); иметь хорошую русскую локализацию; иметь дружественный интерфейс; содержать обширный набор прикладных программ, средств программирования. Эти особенности присущи многим дистрибутивам Линукса. Существует также несколько проектов, разрабатываемых специально для школ: Альт Линукс Школьный, EduMandriva, Edubuntu. Но, в принципе, и другие тоже подойдут. В целом, переход на Линукс и свободное ПО даст школе ряд преимуществ: 1. Свободу от взимания платы за лицензии на ПО. 2. Свободу и отсутствие барьеров в выборе базовой системы и прикладных программ, а также форматов файлов. 3. Высокую стабильность, надежность, гибкость и безопасность, которую обеспечивают современные операционные системы Линукс. Почему же Линукс до сих пор не вытеснил коммерческий продукт из школ? А произойдёт ли это после окончания 2010 года? Причин, мешающих отказаться от ОС Windows и ряда других проприетарных программ, масса: • консервативно настроенное сознание общественности, руководства образованием, отдельных лиц, отвечающих за информатизацию в школах; • не слишком удачные эксперименты с внедрение ПСПО в пилотных регионах, массовым обучением учителей, тиражированием дисков и др.; • факт наличия и пока ещё действия пакета «Первая ПОмощь», а также рекламная кампания фирм производителей коммерческих программ; • зависимость конечных пользователей от ряда несвободных форматов файлов, программ, ориентированных на работу в ОС Windows, оборудования, не поддерживаемого Unix-системами. Всё это, и многое другое, создаёт очень серьёзный барьер внедрения СПО в школах. И никакая идеологическая подоплёка, никакой прессинг «сверху» рекомендациями и указаниями не заставит отказаться от привычных программ. Так что же реально может подтолкнуть к переходу на СПО? Вижу несколько стратегических направлений. Первое – показать личным примером. Если есть на просторах нашего государства хотя бы несколько школ, в которых СПО реально внедрено, которые смогут описать все действия по преодолению барьеров этому внедрению, докажут преимущества этого перехода, выразят позитивный взгляд. И если государство окажет реальную поддержку таким инновационным образовательным учреждениям и расскажет другим об этом опыте. И если в других образовательных учреждениях найдутся заинтересованные лица. То шансы есть. Второе – довести до ума уже созданное. Дистрибутив, вошедший в ПСПО, выбран не случайно. Именно ALT Linux имеет самые русские «корни», наибольшее сообщество в России, опыт внедрения в разные сферы. А набор образовательных программ, входящих в ПСПО, самый богатый. Но масса недоработок и недоделок, которые сохраняются в каждой версии, отпугивают даже бывалых. Свободный дистрибутив, в которые вложены миллионы, должен привлекать, а не отталкивать. И ещё важней, у него должна быть серьёзная информационная поддержка. Этой поддержкой мог бы стать сайт spohelp.ru, но пока кроме форума там всё развивается очень медленно и криво. Третье – узнать, на каких ниточках держится вся школьная инфраструктура, и дёрнуть за них. Ни для кого не секрет, что внедрение СПО в школах, как и всего, что связано с ИКТ, лежит чаще всего на плечах учителей информатики. Именно они являются рычагами, на которые нужно надавить, чтобы система зашевелилась. И тут есть много вариантов. Вот, например, такой. Добавить в ПСПО исчерпывающий набор программ для проведения уроков информатики, сопроводив его обширным набором дидактических пособий, методических рекомендаций (издать, наконец, УМК). Чем не стимул для внедрения? Будет ли с 2011 года массовый переход на СПО, или нет, для себя решил – в моём образовательном учреждении у Линукса есть перспектива. Апробацию пакета ПСПО, а параллельно с ним ряда других дистрибутивов Linux, начал ещё в прошлом году. Из всех семейств Линукса не имею пока явных предпочтений, но выбор сделал в пользу Альт Линукса в виду его доступности, наличия официальной техподдержки, наличия документации на русском. Установив различные дистрибутивы в компьютерном классе в качестве второй системы, а также на отдельные компьютеры в школе, пробую организовать работу в них пользователей (учащихся, учителей). Не всё идёт гладко, но большинство возникающих проблем в итоге решаются. Тем, кто ещё не начал процесс внедрения СПО, но планирует заняться этим, рекомендую следующее: • обзаведитесь исчерпывающим набором дистрибутивов, подбирая их по описаниям, аппаратным требованиям, отзывам (на данный момент мною опробованы кроме Альт Линукс ещё некоторые версии EduMandriva, Debian, Fedora, Ubuntu, PuppyRus); • не откладывая на потом, ставьте их, запускайте, пробуйте работать, проверяйте на жизнеспособность и пригодность (при этом можно не удалять уже установленную ОС, достаточно в конце одного из разделов диска при установке Линукса выделить необходимый объём памяти, а в процессе установки настроить загрузчик на выбор той или иной загружаемой системы); • обзаведитесь знакомыми, имеющими опыт работы с Линуксами (наверняка, в вашем городе есть даже сообщество таких людей, обратитесь к ним за помощью); • не стесняйтесь задавать вопросы в техподдержку на сайте spohelp.ru, она для этого и функционирует. Свой опыт внедрения отражаю в сети в созданном для этих целей сообществе на педагогическом портале «Открытый класс» (www.openclass.ru/node/45854). Всех заинтересованных лиц приглашаю к участию в совместном развитии сообщества, которое в ближайшее время переедет на отдельный сайт sposhka.ru Считаю, что хороший, грамотный, доступно написанный информационный ресурс способен оказать бесценную помощь для внедренцев в школах. Операционная система Линукс имеет длинную историю развития, но потребность в её использовании в российских школах возникла совсем недавно, поэтому существует много проблем, с которыми можно столкнуться. Однако все они решаемы, и Линукс в школе — это не миф, а вполне реальная перспектива!
|
Категория: Опыт применения ПСПО в образовательном процессе и домашнем пользовании | Добавил: niknikovich
|
Просмотров: 1993 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
| | |
|
|