Проблемы и перспективы применения пакета свободного программного обеспечения в образовании Колесникова К.В. и Малыгин В.В., студенты Тольяттинского социально-педагогического колледжа Научный руководитель: Денисова Е.В. преподаватель юридических дисциплин Для начала хотелось бы раскрыть определение СПО. Свободное программное обеспечение (СПО, FOSS, FLOSS, free software) — программное обеспечение (программы для ЭВМ), распространяемое на условиях свободного, в отдельных случаях также наследуемого, лицензионного договора. В России отмечается значительный прогресс о внедрении свободно распространяемого программного обеспечения в образовательных учреждениях, однако выявлены некоторые определенные проблемы. Проблемы актуальные, а необходимость внедрения СПО в образовательных учреждениях очевидна. Внедрение свободного программного обеспечения во многом продиктовано тем, что в 2010 году заканчивается лицензия на использование продуктов компании Майкрософт, в частности операционных систем семейства Windows. И тогда перед образовательными учреждениями открывается возможность выбора: продолжать использовать лицензионное программное обеспечение от компании Майкрософт, изыскав средства из бюджета образовательного учреждения, или осуществить переход на использование свободного программного обеспечения. Разработка пакета свободного отечественного программного обеспечения – одна из центральных задач, которую необходимо решить для информационной безопасности России. Мы хотим отметить некоторые важные моменты/проблемы о СПО: - Многое СПО позволит поддержать и не утратить основной объем учебной деятельностив образовательных учреждениях без использования коммерческого программного обеспечения.
- Образовательные учреждения мало осведомлены о нормативно-правовых основах использования программного обеспечения и о состоянии активности в рамках проекта внедрения СПО в образовательных учреждениях.
- В ряде образовательных учреждений накоплен определенный опыт по внедрению и использованию СПО, в основном в процессе обучения.
- К сожалению, далеко не каждая школа и даже вуз может похвастаться знаниями и поделиться опытом работы в СПО.
Из вышесказанного можно выделить пару перспектив СПО: - Включить в систему мониторинга эффективности использования средств информатизации в образовательных учреждениях вопросы по использованию СПО.
- Руководителям образовательных учреждений приступить к разработке проекта использования кроссплатформенного ПОдля обеспечения бесперебойного функционирования информационного пространства ОУ после окончания срока действия имеющихся лицензий.
И в заключении хотелось бы сказать, что главное условие существования свободного ПО — все-таки не лицензия, а люди, которые готовы бесплатно делиться текстами своих программ и совершенствовать тексты чужих. Свободное ПО унаследовало модель открытой научной разработки, а вместе с ней — и академическую модель взаимодействия между учёными, вылившуюся в специфическую организацию сообщества разработчиков и пользователей.
|